бесплатные рефераты

Банковская система России. Роль центрального банка России

Банковская система России. Роль центрального банка России

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-4

Глава 1: Банковская система РФ………………………………………………...…5-13

1.1.                     Виды банковских систем……………………………………………….5-8

1.2.                     Банковская система России…………………………………………...8-12

1.3.                     Особенности кредитной системы России…………………………..12-13

Глава 2: Банк России. Роль Центрального банка Российской Федерации…….13-41

2.1.                     Центральный банк Российской Федерации………………………...13-15

2.2.                     Коммерческие банки и специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты)…….………………………………….15-22

2.3.                     Банковская инфраструктура и банковский рынок…………………22-24

2.4.                     Центральный банк России: история создания, место в современной экономике………………………………………………………………........2

2.5.                     Правовой статус Банка России……………………………………...26-31

2.6.                     Банковские операции………………………………………………........31

2.6.1.              Сущность пассивных операций………………………………31-33

2.6.2.              Сущность активных операций………………………………..33-35

2.6.3.              Банковские услуги…………………………………………….35-36

2.6.4.              Взаимосвязь банковских операций…………………………..36-37

2.7.                     Роль Банка России в регулировании банковской деятельности…..38-41

Заключение………………………………………………………………………...42-43

Список литературы……………………………………………………………………44

Приложение………………………………………………………………………..45-46

Введение

Целью моей работы является изучение банковской системы России и роли Центробанка Российской Федерации. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность.

Очень важно то, что происходит значительное увеличение финансовых ресурсов и сбережении, которые растут во всех секторах экономики, в первую очередь вследствие увеличения экспортных доходов и эффекта импортозамещения. Это относится и к сектору домохозяйств, о чем свидетельствует статистика вкладов, и к сектору предприятии, где цифры еще более высокие. Думается, что этот процесс представляет собой  огромный вызов для банковской системы, которая получает эти ресурсы и должна правильно ими распорядиться.

Даже бюджетный сектор, имеющий профицит, стал источником роста общенациональных сбережении, которые нужно также рационально и наиболее производительно использовать.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.                      

Центральный банк является также регулирующим, контролирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.
Реализация функций центрального банка обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций.

При этом не нужно принебрегать и богатым опытом функционирования таких институтов в развитых зарубежных государствах. Несмотря на то, что Центральные банки многих стран в силу путей своего исторического развития весьма различны, но тем не менее они имеют много и сходных черт. Кроме того, часть иностранной практики управления и организации Центрального банка может быть успешна использована для совершенствования построения и функционирования Банка России.

Актуальность этого вопроса объясняется тем, что, поскольку бан­ковская система выступает в качестве объекта государственного управления, необходимо достаточно четко уяснить, что в нее входит, из каких элементов она состоит. Иными словами, определение поня­тия и элементного состава банковской системы Российской Федера­ции позволит выявить круг объектов государственного управления в этой сфере, т.е. на кого направлено управляющее воздействие органов государственного управления и для кого управленческие решения


3

компетентных органов государства являются обязательными. А также актуальность этого вопроса связана с важнейшей ролью Центрального банка в формировании и регулировании банковской системы.

 













































4

Глава1: Банковская система РФ.

1.1. Виды банковских систем.

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

-двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);

-централизованная монобанковская система;

-уникальная децентрализованная банковская система Федеральная резервная система США.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы.

Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. Он ЦБ выполняет следующие функции:

-осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращения и изъятия из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

-проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства;

-предоставление кредитов коммерческим банкам;
выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг;
управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;

-осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для центрального банка методов воздействия на коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

-государственные, капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции. Канаде, России);

-акционерные (например, в США);

-смешанные акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции) Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении


5


экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центрального банка независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, обычно не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем,

а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции Банк Франции наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов. Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.

История развития банковского дела знает и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и


6

финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли оплату коммунальных других услуг. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли роль второго бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.
Помимо двухуровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск».

Курс на развитие рыночных отношений потребовал создания качественно новой системы банков. В середине 80-х годов началось проведение банковской реформы, в результате которой на тот момент были организованы крупные отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Однако реально такая реформа привела к тому, что монополия трех государственных банков была заменена монополией реорганизованных специализированных банков.

Первые коммерческие банки были созданы в августе 1988 г. После принятия закона СССР «О кооперации» в 1988 г. объединениям кооперативов предоставлялось право создавать кооперативные банки. В конце 1988 г. было создано 2,5 кооперативных банков. В апреле 1989 г. было разрешено создание акционерных коммерческих банков и коммерческих банков на паевых началах.

Основными преимуществами создаваемых коммерческих банков по сравнению с государственными специализированными банками являлись предоставленная свобода в выборе методов ведения банковских операций и прямая зависимость в привлечении клиентов на договорной основе.

В конце 1990 г. были приняты Законы СССР «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Вскоре были приняты соответствующие законы и в Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» учредителями коммерческих банков могут быть не только юридические, но и физические лица, а такие иностранные участники. С принятием этих законов начался более интенсивный процесс организации новых коммерческих банков.

Перестройка банковской системы путем создания второго уровня в виде самостоятельных коммерческих банков была названа реформой банковской


7

системы начала 90-х годов. И если на начало 1990 г. было около 200 коммерческих банков, то к началу 1995 г. уже 2,5 тысячи коммерческих банков. Для сравнения: в США, чтобы создать 1 тысячу банков, потребовалось около 80 лет (1781-1860 гг.).





1.2. Банковская система России

В теоретическом плане уяснение понятия «банковская система» дает возможность очертить ту внешнюю среду, в которой находится конкретный банк, выявить его зависимость от этой среды и возмож­ности их взаимного влияния. Затем уяснение состояния банковской системы позволяет определить типы и виды связей внутри этой сис­темы, возможности ее совершенствования, защиты и т.д.

Актуальность этого вопроса объясняется тем, что, поскольку бан­ковская система выступает в качестве объекта государственного управления, необходимо достаточно четко уяснить, что в нее входит, из каких элементов она состоит. Иными словами, определение поня­тия и элементного состава банковской системы Российской Федера­ции позволит выявить круг объектов государственного управления в этой сфере, т.е. на кого направлено управляющее воздействие орга­нов государственного управления и для кого управленческие решения компетентных органов государства являются обязательными.

При описании банковской системы целесообразно исходить из привычного для юристов, финансистов и социологов понятия соци­альной системы, под которой обычно понимается некое множество разнообразных институтов и учреждений, находящихся во взаимо­действии, определяемом их ролевыми функциями и внешней средой.

Само применение понятия «система» означает относительно вы­сокую интеграцию выделенной группы элементов, наличие у всех элементов группы общих существенных признаков, отличающих ее от иных групп, взаимная зависимость элементов одной группы и не­которая закрытость или специфичность по отношению к внешней среде. В этом смысле система может быть рассмотрена как открытая, что в большей степени отвечает взаимосвязи и переплетению соци­альных процессов, и как закрытая. Подход к ней как к закрытой си­стеме во многом условен и применяется в основном в научных целях для выявления ее специфики (наиболее существенных признаков), в связи с чем необходимо абстрагироваться от некоторых ее взаимо­действий с внешней средой.

Такой подход вполне согласуется с хорошо известными общими определениями понятия «система». «Под... системой, — писал В.Г.Афанасьев,— понимается совокупность компонентом, взаимо­действие которых порождает новые (интегративные, системные) ка­чества, не присущие ее образующим...


8

Важнейшей особенностью це­лостной системы является наличие в ней интегративных, системных качеств, не сводимых к сумме свойств образующих ее компонентов».

Кроме того, согласно теории Л. Берталанфи любая система дол­жна обладать следующими признаками: целостность (принципиаль­ная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого: зависи­мость каждого элемента, свойства и отношения системы от его мес­та, функций и т.д. внутри целого), структурность (возможность опи­сания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее струк­туры), взаимосвязь системы и среды (формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ве­дущим активным компонентом взаимодействия), иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы), множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложнос­ти каждой системы ее адекватное познание требует построения мно­жества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы), а также наличие управляющего субъекта, поскольку банковская система относится к классу соци­альных систем.

Если с экономической точки зрения для признания совокупности компонентов системой необходимо обозначение общих функций и потребностей, с управленческой — новых свойств, то с юридической нужно говорить об одновременном наличии нескольких признаков:

·        единой правовой основы и упорядоченных средств правового регулирования;

·        сопоставимого правового статуса отдельных элементов системы;

·        правовой регламентации разнообразных связей между элемента­ми, диктуемых соображениями экономической целесообразнос­ти и правовой непротиворечивости;

·        согласованных правил и обычаев делового оборота, на основе ко­торых функционируют элементы системы, обеспечивающие оп­ределенный уровень их соблюдения;

·        правовых последствий выхода каждого отдельного звена из пра­вовых связей, создающих единство системы.

Известно, что к какой-либо системе можно относить только орга­низации, непосредственно осуществляющие функции или деятель­ность, в которых воплощается свойство системы. Иными словами, к элементам банковской системы можно отнести только организации, выполняющие банковские операции. Это узкий и не вполне адек­ватный подход к определению состава системы. Более адекватным является широкий подход, предполагающий отнесение к системе не


9

только тех образований, которые непосредственно осуществляют определенный вид деятельности, но и организаций, составляющих инфраструктуру этой деятельности, обеспечивающих основную фун­кцию системы.

При этом, однако, важно не выйти за пределы соотношения обес­печения с основной деятельностью. Ведь, например, при описании транспортных систем можно дойти до систем газо- и нефтедобычи, поскольку они обеспечивают движение транспорта. Это будет непра­вильно. В качестве принципа можно избрать количество опосредую­щих связей. При отнесении того или иного образования к опреде­ленной системе таких связей должно быть не более одной. Иными словами, нельзя относить к системе организации, обеспечивающие деятельность обеспечивающих организаций.

Существующая сегодня в России банковская система, так же как и большинство банковских систем мира, является двухуровневой, ее организационные формы и другие характеристики непосредственно регулируются Конституцией РФ, законами о банках и о Банке Рос­сии, другими федеральными законами, а также нормативными пра­вовыми актами Банка России.

Согласно ст. 2 Закона о банках банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

По мнению авторов учебника «Банковское право Российской Федерации (общая часть)», этот перечень неполон. Более полным представляется определение, сформулированное в Российской бан­ковской энциклопедии. В ней банковская система интерпретирует­ся как совокупность банков, банковской инфраструктуры, банков­ского законодательства, банковского рынка.

Однако и это определение вызывает некоторые возражения.

Во-первых, банковское законодательство является не элементом банковской системы, а способом, формой, инструментом государ­ственного управления ею.

Во-вторых, это определение не охватывает небанковские кредит­ные организации, которые наряду с банками являются одним из ос­новных элементов банковской системы.

В-третьих, представляется необходимым включить в этот пере­чень также союзы и ассоциации кредитных организаций — важный элемент механизма самоуправления банковской системы.

Таким образом, банковскую систему современной России составляют:

·        Центральный банк Российской Федерации — верхний уровень;

·        кредитные организации-резиденты;

·        филиалы и представительства иностранных банков;

·        союзы и ассоциации кредитных организаций-резидентов;

·        банковская инфраструктура;

·        Банковский рынок.

При этом все элементы, кроме первого, представляют нижний уро­вень

банковской системы России.


10

Критерием отнесения элементов к тому или иному уровню явля­ется их положение в системе, обусловленное отношениями суборди­нации. Так, Банк России расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. Что же касается коммерческих банков и остальных элементов банковской системы, то они в этом отношении должны быть однопорядковыми, полностью равноправными во взаимоотношениях друг с другом, в связи с чем составляют нижний уровень системы. В последнее время в

связи с необходимостью реструктуризации банковской системы широкое распространение получил термин «си­стемообразующие банки». Используя этот термин, авторы обычно не раскрывают его содержания. Употребляется он в различных смысло­вых значениях, и поэтому возникает постоянная необходимость са­мостоятельно выявлять содержание рассматриваемого термина ис­ходя из текста, в котором он используется.

Анализ показывает, что термин «системообразующие банки» в средствах массовой информации чаше всего (и совершенно необос­нованно) применяется в следующих близких по смыслу значениях:

·        банки, имеющие большое экономическое и социальное значение для России в целом или для региона (субъекта РФ);

·        банки, доля которых на рынке банковских услуг Российской Фе­дерации или субъекта РФ существенна;

·        крупные банки.

Подобные способы интерпретации термина «системообразующие банки» нельзя признать верными с теоретической точки зрения. Они чрезвычайно вредны и с позиции практики.

Если банк определяется как «системообразующий», то это озна­чает, что без данной кредитной организации банковская система в принципе существовать не может. Отсюда следует, что данный банк в обязательном порядке заслуживает каких-либо преференций и льгот (например, оказания первоочередной финансовой помощи при про­ведении реструктуризации банковской системы). Такой подход пря­мо противоречит принципам поощрения конкуренции и недопусти­мости монополии на банковских рынках и не сообразуется с принципом равенства коммерческих банков как субъектов одного и того же уровня банковской системы.

Во всех этих случаях понятием «системообразующий банк» подменяются понятия «крупный банк» или «социально-значимый банк», в то время как системообразующим является такой элемент системы, без которого принципиально невозможно ее существование и дальнейшее развитие.

Исходя из такого понимания в современных банковских систе­мах рыночного типа имеется только один вид системообразующих кредитных организаций — центральные (эмиссионные) банки. Иных банков, обеспечивающих существование и развитие банковской си­стемы, быть не может.


11

Следовательно, коммерческий банк, каким бы крупным и «соци­ально-значимым» он ни был,— это всего лишь крупный коммерчес­кий банк, однопорядковый с другими (средними и мелкими) банка­ми (в смысле принадлежности к уровням банковской системы) и равный им без каких-либо изъятий и исключений. [№1]

1.3. Особенности кредитной системы в России

В России, как и в большинстве других стран мира, действует двухуровневая кредитная система: Центральный банк — банков­ские институты и небанковские

кредитные организации. Цент­ральный банк РФ (Банк России, Центробанк, ЦБ РФ) является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из него наличных денежных зна­ков в форме банкнот и монет. В качестве банка банков он предо­ставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, явля­ется главным банкиром Правительства РФ, выполняет функции управляющего золотовалютными резервами, осуществляет кассо­вое исполнение государственного бюджета (прежде всего органи­зацию через свои управления и отделения приема бюджетных пла­тежей в регионах и на местах) и проч.

Коммерческие банки являются основой кредитной системы России. Некоторые из них возникли на базе ранее функциониро­вавших специализированных государственных, банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов (Сбербанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк и др.), другие создавались практически «с нуля».

В России уже сложилась кредитная система, отличная от двух основных мировых моделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки (этим она отличается от амери­канской модели), а также функционирует достаточно развитый сектор специализированных кредитных организаций (этим она отличается от немецкой модели).

В целом российские кредитные организации повторяют путь, по которому развивалась кредитная система в Западной Европе и других регионах мира с конца 40-х — начала 50-х гг.: финансовый капитал в России уже сращивается с промышленным и торговым (например, в форме финансово-промышленных групп), усилива­ется концентрация банков, их объединения в различных формах, возникают первые интернациональные союзы, консорциумы для осуществления отдельных проектов и программ.

Следует отметить, что банковская система России слабо вы­полняет свою вторую главную функцию — кредитование. В ре­зультате из-за дороговизны кредитования половина российских промышленных предприятий не прибегает к кредитам банков.


12

К середине 1998 г. заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты. Однако августовский кризис 1998 г. нанес разрушитель­ный удар прежде всего по кредитной системе России. За август—де­кабрь 1998 г. капиталы банковской системы сократились на 30%.

Обострению кризиса способствовали также отток вкладов на­селения и усиление недоверия к банкам. Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократилась на 40%. Сужение ресурсной базы и повышение кредитных рисков привели к резкому сокраще­нию кредитной активности.

В результате банковская система оказалась отброшенной на несколько лет назад. Но, несмотря на это, она продолжает функ­ционировать, средние и небольшие банки развиваются, увеличи­вают капиталы и расширяют клиентуру (табл. 3.).

В сложившихся условиях остро стоит вопрос о реструктуриза­ции банковской системы. В частности, в рамках подготовки Бан­ком России Концепции развития банковской системы предлагает­ся принятие закона «О несостоятельности (банкротстве) кредит­ных организаций» и закона «О реструктуризации кредитных организаций», а также обеспечение результативной деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).  

По оценке Банка России, из 1473 действующих банков 1032 (70%) являются финансово стабильными и они способны работать без государственной поддержки; 441 банк, или 30%, отнесены к «проблемным»: у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не могут самостоятельно выйти из кризиса; 149 банков из числа «проблемных» имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 «проблемным» банкам, в число которых входят 18 крупных, оказывается государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка РФ). Потребность средств на рекапитализацию банков оценивается Банком России в 7 5 млрд. руб.

Главными в процессе финансового оздоровления «проблем­ных» банков призваны быть меры по реорганизации, а не проведе­нию процессов банкротства. Мировой опыт показывает, что убытки от банкротства в 8—10 раз больше, чем при реорганизации. Важным вопросом является структура банковской системы. Целесообразно иметь полный «ассортимент» банков, таких как банк развития, экспортно-импортный, сельскохозяйственный, ипотечный, кредитной кооперации. Банк России активизирует и поддержку региональной сети банков как важного условия развития производительных сил регионов. [с.466-469, №5]

13

Глава 2:Банк России. Роль Центрального банка Российской Федерации.

2.1. Центральный банк Российской Федерации

Данный банк занимает особое место в банковской системе Рос­сии, поскольку именно он является органом государства, наделенным специальной компетенцией в сфере управления банковской системой.

Проблемы правового положения Банка России в последнее вре­мя стали объектом многих экономических, юридических, политоло­гических научных исследований. Значительное число работ, затра­гивающих вопросы правового статуса Банка России, объясняется неопределенностью его места в системе органов государственной власти и большим количеством пробелов и противоречий в действу­ющем российском банковском законодательстве. Однако представ­ляется, что не менее актуальны проблемы определения статуса ЦБ РФ как органа государственного управления и его роли в стабилизации банковской системы и преодолении банковского кризиса.

Вопрос о месте ЦБ РФ, равно как о необходимой степени его независимости и самостоятельности при осуществлении своих функ­ций, подробно исследован в специальной литературе и в настоящем исследовании затрагиваться не будет.

Одной из целей деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы страны. Для ее реализации ЦБ РФ выполняет следующие функции (ст. 4 Закона о Банке России):

·        является кредитором последней инстанции для кредитных организаций и организует систему рефинансирования;

·        осуществляет государственную регистрацию кредитных органи­заций;

·        выдает и отзывает лицензии кредитных организаций на соверше­ние банковских операций и лицензии организаций, занимающих­ся аудитом;

·        устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

·        осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

·        регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

·        осуществляет все виды банковских операций.

Как уже отмечалось, Центробанк в банковской системе занимает верхний уровень, поскольку обладает государственно-властными полномочиями по отношению к другим элементам банковской сис­темы. Банк России контролирует процесс создания новых кредит­ных организаций, расширение сферы деятельности и реорганизацию уже существующих путем государственной регистрации учредитель­ных документов и вносимых в них изменений и дополнений, а также путем выдачи лицензий на право проводить банковские операции. Кроме того, до назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации их


14

кандидатуры, отвечающие квалификационным требованиям, долж­ны быть

согласованы с ЦБ РФ.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ РФ устанавливает им обязательные нормативы. В случае нарушений кредитной организацией банковского законодательства, в том числе нор­мативных актов Банка России, последний имеет право применить к ней установленные законом санкции вплоть до отзыва лицензии.

Как орган государственного управления ЦБ РФ правомочен при­нимать нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые являются обязательными для исполнения все­ми органами государственной власти, местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами.

В соответствии с перечисленными полномочиями в сфере бан­ковского регулирования и надзора в аппарате Банка России образу­ются департаменты, отвечающие за реализацию отдельных функций: департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и аудиторских фирм; департамент пруденциального банковского над­зора; департамент по организации банковского санирования; депар­тамент инспектирования кредитных организаций; юридический де­партамент и др. [с.40-42, №4]

2.2. Коммерческие банки и специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты)

Функции коммерческих банков — это, прежде всего, аккуму­лирование депозитов и ведение текущих счетов; оплата выписан­ных на эти банки чеков; предоставление кредитов предпринима­телям. Коммерческие банки часто называются финансовыми уни­вермагами или супермаркетами кредита. Ведь они осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабах всего нацио­нального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

На рубеже 80—90-х гг. началось активное внедрение коммер­ческих банков в страховой бизнес. В результате клиенты коммер­ческих банков могут пользоваться услугами самого широкого диа­пазона. Очевидно, данное направление универсализации коммер­ческих банков будет развиваться и в ближайшие годы. [с.464, №5]

Специализированные кредитные организации возникли в XIX в. Длительное время они иг­рали в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам. Однако их роль резко возросла в странах с ры­ночной экономикой после Второй мировой войны. Это произо­шло, с одной стороны, из-за усиления значения операций, на ко­торых специализировались эти институты, а с другой — из-за проникновения этих финансово усилившихся


15

специализированных институтов в сферу действия коммерческих бланков. Примером могут служить пенсионные фонды, капиталы которых сильно возросли в последние десятилетия и которые на Западе являются одними из крупнейших покупателей ценных бумаг.

Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. В России эти банки немногочисленны.

Важное место в кредитной системе занимает обширная группа Сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки (в Великобритании), ссудосберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации). В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов).

Для страховых компаний характерна специфическая форма привлечения средств — продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству.

Пенсионные фонды различаются по организации и управлению, структуре активов. Так, имеются фонды застрахованные (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и т.д.

В России наряду со страховыми компаниями вопросами пенсионнoгo обеспечения занимаются также негосударственные пенсионные фонды (НПФ). По своей сути они являются сберегатель­ными институтами. Однако в деятельности НПФ существует еще немало проблем и изъянов. В частности, некоторые НПФ основаны на пирамидальных схемах, что, несомненно, приведет их к банкротству и может дискредитировать в глазах населения идею негосударственного пенсионного обеспечения.

Инвестиционные компании размещают среди мелких держате­лей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для покупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных ком­паний, так как благодаря значительной


16

диверсификации (вложе­ние средств в различные предприятия) достигается известное рас­средоточение активов, снижается опасность потери сбережений

из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Инвестици­онные чековые фонды в России являются, в сущности, тоже инвес­тиционными компаниями.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. При этом определено, что допустимые сочета­ния банковских операций для небанковских кредитных организаций должен устанавливать Банк России. Пользуясь предоставленными ему полномочиями, Банк России в настоящее время выделил три типа небанковских кредитных организаций: расчетные, депозитно-кредитные и организации инкассации. Он установил также перечень допус­тимых операций, которые каждый тип организаций может совершать.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ